Содержание
РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Медицинская профилактика является приоритетным направлением государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Поэтому перед системой подготовки медицинских кадров среднего звена стоит важная задача – подготовка квалифицированных специалистов по вопросам профилактики различных заболеваний.
Профилактика в здравоохранении – практическая деятельность, посредством которой удается добиться сохранения, восстановления и улучшения здоровья населения, воспитания здорового молодого поколения, обеспечения высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни.
Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определяет основные принципы охраны здоровья граждан (ст. 4), в т. ч.: «приоритет профилактики в сфере охраны здоровья».
Указанным законом, профилактика определена как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
В соответствии с Федеральным законом № 323- ФЗ, (ст. 12) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством РФ.
По словам министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, средние медицинские работники играют важную роль в формировании здорового образа жизни, они должны держать в приоритете профилактику хронических заболеваний. Повышение уровня квалификации и расширение полномочий среднего медицинского персонала — важная задача для российского здравоохранения.
Ресурс профилактической компетентности специалистов со средним образованием многообразен и включает в себя следующие элементы:
• Выявление физических, психических социальных, экологических, этнических факторов риска для здоровья пациента (семьи) и консультирование населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье:
• Формирование позитивного отношения к здоровью,
• Профилактика «болезней поведения»,
• Мотивация к укреплению здоровья,
• Обучение «здоровью здоровых»,
• Формирование познавательной, эмоциональной и психологической готовности населения к изменениям, направленным на оздоровление, восстановление и поддержание здоровья.
На сегодняшний день роль специалистов со средним медицинским образованием в реализации профилактической деятельности состоит в следующем:
участие в организации и проведении профилактических осмотров населения разных возрастных групп и профессий,
участие в организации диспансеризации населения на закреплённом участке, а также осуществление скрининговой диагностики при проведении диспансеризации населения,
участие в организации и проведении занятий в школах здоровья для пациентов с различными заболеваниями,
проведение обучения пациента и его окружения по сохранению и поддержанию максимально возможного уровня здоровья, вопросам формирования здорового образа жизни;
выявление и коррекция основных факторов риска развития заболеваний;
участие в разработке и реализации мероприятий по информированию и мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни;
проведение индивидуального консультирования граждан по вопросам ведения здорового образа жизни (рекомендации по рациональному питанию, рекомендации по формированию медицинской приверженности лечению заболеваний, рекомендации по увеличению физической активности, рекомендации по адаптации к стрессу).
Перед системой подготовки медицинских кадров среднего звена стоит важная задача - выпуск специалистов, квалифицированных в вопросах профилактики различных заболеваний. ФГОС СПО по специальностям среднего медицинского образования предусмотрено изучение профессионального модуля «Профилактическая деятельность», результатом освоения которого является формирование компетенций по вопросам профилактики (проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения; проведение санитарно-гигиенического воспитания населения; участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний).
В ходе освоения модуля «Профилактическая деятельность» формируется практический опыт по таким видам деятельности как: определение групп риска развития хронических неинфекционных заболеваний, формирование групп диспансерного наблюдения, проведение специфической и неспецифической профилактики, санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения различных возрастов.
Образовательная вертикаль профилактической компетентности в ГБПОУВО «Владимирский базовый медицинский колледж» включает следующие элементы: Теоретические занятия. Студенты изучают междисциплинарные комплексы, например, «Здоровый человек и его окружение», «Основы профилактики», «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению».
Практические занятия. Они проводятся на доклинических базах учебного заведения с использованием симуляционного обучения, в процессе которого студенты знакомятся и учатся выполнять необходимые для будущей работы манипуляции. Затем студенты выходят на учебную практику, где уже в реальных условиях приобретают необходимые знания, умения и получать практический опыт.
Производственная практика проводится в лечебно-профилактических учреждениях, утверждённых в качестве баз практики.
Для формирования профилактической компетентности также используются современные образовательные технологии: ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, работа малыми группами.
Формирование компетенции в вопросах профилактики осуществляется и на основе проектно-исследовательской деятельности. Ниже представлены некоторые темы выпускных квалификационных и курсовых работ профилактической направленности:
• Отношение к здоровью и потребность в мероприятиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья у студентов (школьников);
• Роль специалиста со средним медицинским образованием в ранней коррекции факторов риска и повышении приверженности населения к лечению болезней;
• Роль специалиста со средним медицинским образованием в повышении мотивации населения к здоровому образу жизни;
• Роль участковой медицинской сестры в организации профилактической работы на участке;
• Организация работы медицинских сестер отделения (кабинета) профилактики в организациях первичной медико-санитарной помощи;
• Роль специалиста со средним медицинским образованием в формировании антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи;
• Анализ факторов риска развития онкологических заболеваний;
• Обучение принципам здорового образа жизни детей подросткового возраста;
• Факторы, влияющие на прогноз и сердечно-сосудистый риск у больных артериальной гипертензией;
• Влияние образа жизни на возникновение острого нарушения мозгового кровообращения.
Также в ГБПОУВО «Владимирский базовый медицинский колледж» осуществляется волонтёрская деятельность в области медицинской профилактики с использованием следующих форм:
• Проведение уроков, тренингов и лекций по здоровому образу жизни, включая профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний;
• Организация интерактивно-образовательных мероприятий с использованием современных форматов обучения и преподнесения информации;
• Проведение акций и выездных мероприятий в образовательных и иных учреждениях;
• Проведение акций и выездных мероприятий в образовательных и иных учреждениях;
Кроме всего вышеперечисленного, мы видим следующие возможности специалистов со средним медицинским образованием в области профилактической деятельности:
участие в разработке информационных технологий,
использование информационных технологий (сайты, социальные сети, блоги),
профилактическое сопровождение через программное обеспечение
работа телефона здоровья, онлайн сервисов на сайтах медицинских организаций,
использование дистанционных технологий в профилактике хронических неинфекционных заболеваний и формировании здорового образа жизни,
мониторирование показателей здоровья (артериальное давление, уровень глюкозы в крови, двигательная активность),
консультирование, обучение и поддержка населения.
Таким образом, специалисты со средним медицинским образованием играют важную роль в системе здравоохранения, способствуя повышению уровня здоровья населения и снижению заболеваемости через активное участие в профилактической деятельности. Их работа помогает создавать более здоровое общество и улучшать качество жизни людей.
Кулькова Анна Леонидовна, преподаватель
ГБПОУВО «Владимирский базовый медицинский колледж»