Квалификационные характеристики
Медицинская сестра
Подготавливается для работы в лечебно-профилактических учреждениях по уходу за больными и выполнению врачебных назначений, проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и своевременное выявление заболеваний.
Медицинская сестра должна знать: Постановления правительства о развитии народного здравоохранения, охране внешней среды; Основы законодательства о здравоохранении, основные принципы организации здравоохранения; анатомию и основы физиологии человека; общие сведения о патологических процессах, происходящих в организме человека; причины и основные симптомы различных заболеваний человека, общие принципы организации лечебно-профилактических мероприятий; показания, противопоказания и способы применения лекарственных препаратов и их хранение; принципы диетотерапии при различных заболеваниях; правила асептики и антисептики; методы диспансерного обслуживания населения; меры профилактики; правила заполнения и ведения медицинской документации.
Медицинская сестра должна уметь: наблюдать за состоянием больного и уметь его правильно оценить; оказывать неотложную доврачебную помощь; владеть методами реанимации; владеть всем комплексом мероприятий по уходу за больными; различными способами вводить лекарственные вещества, проводить подкожные, внутримышечные инъекции; проводить прижатие артерий в типичных местах, накладывать кровоостанавливающие жгуты; владеть отдельными методами лабораторных исследований; ассистировать, а при необходимости заменять врача при ингаляционном наркозе; готовить больных к операции и ухаживать в послеоперационный период, ухаживать за тяжелобольными и агонирующими; пользоваться таблицей ядов и противоядий; проводить санитарно-просветительную работу; накладывать различные виды повязок, в том числе при открытом пневмотораксе; проводить транспортную иммобилизацию; накладывать гипсовые повязки: проводить зондирование желудка и двенадцатиперстной кишки; промывать желудок, ставить клизмы; владеть методикой подготовки больных к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям.
Фельдшер
Подготовить для оказания доврачебной лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях и работы на самостоятельных фельдшерских здравпунктах, в городских лечебно-профилактических учреждениях на должности среднего медицинского персонала всех наименований.
Фельдшер должен знать: Постановления правительства о развитии народного здравоохранения, охране внешней среды. Основы законодательства о здравоохранении, анатомию и физиологию человека, основные симптомы различных заболеваний взрослых и детей, осложнения, методику и технику общего и дифференцированного ухода за больными, основные реанимационные мероприятия, дозировку главнейших, в том числе сильнодействующих лекарственных средств, правила хранения и учета медикаментов и способы их применения, методы диспансерного обслуживания населения, правила ведения медицинской документации, принципы медицинской этики и деонтологии, санитарно-эпидемиологический и гигиенический режим лечебно-профилактических учреждений.
Фельдшер должен уметь: Диагностировать типичные случаи заболеваний, оказывать неотложную мед.помощь вести, амбулаторный прием и обслуживать больных на дому, производить простейшие лабораторные исследования крови и мочи, читать и разбираться в результатах простейших лабораторных анализах, владеть методами реанимации, выполнять врачебное назначение, владеть мед.техникой, выполнять лечебный массаж и физиотерапевтические процедуры, делать профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению, уметь проводить стерилизацию хирургических инструментов, перевязочного и шовного материала и предметов ухода за больными, оказывать акушерскую помощь в отсутствии акушерки, обеспечивать мед.помощь детям в детских яслях, дет.садах, школах, выполнять противоэпидемические мероприятия, проводить санитарно-просветительскую работу среди больных и населения, участвовать в диспансеризации населения.
Зубной техник
Подготавливается для работы в зуботехнических лабораториях различного типа.
Зубной техник должен знать: место и роль его, как специалиста, в системе стоматологической помощи населению; анатомию, физиологию человека и биомеханику жевательного аппарата, клинические основы зубного протезирования; этапы изготовления съемных пластиночных, несъемных и бюгельных протезов различных конструкций; теоретические основы ортодонтического лечения; клинические основы челюстно-лицевого протезирования; технологии изготовления современных съемных, бюгельных, несъемных, челюстно-лицевых протезов, включая литье; назначение, правила использования, обслуживания аппаратов, приспособлений, инструментария используемых на лабораторных этапах изготовления протезов и аппаратов с учетом охраны труда и техники безопасности.
Зубной техник должен уметь: самостоятельно изготавливать: индивидуальные ложки, металлические комбинированные штампованные и литые коронки, пластмассовые коронки, штифтовые зубы, культевые конструкции (паянные и литые); создать из полуфабрикатов, заготовок или методом моделировки из воска все элементы узлы и детали современных съемных пластиночных, простейших бюгельных, несъемных протезов; работать с керамикой; штамповать нержавеющую сталь и другие сплавы; проводить паяние, сварку, обжиг, отбеливание, отделку и полировку деталей и целых протезов и аппаратов; починку аппаратов и протезов из сплавов металлов и пластмасс.
Гигиенист стоматологический
Должностные обязанности. Осуществляет диагностику кариеса зубов, болезней пародонта, некариозных поражений, болезней слизистой оболочки и регистрацию стоматологического статуса пациента. Определяет гигиеническое состояние полости рта и обучает пациента методам чистки зубов; проводит контрольную чистку зубов; дает рекомендации пациентам по уходу за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями. Осуществляет профилактические и гигиенические мероприятия, направленные на сохранение стоматологического здоровья населения и выработку навыков рационального ухода за полостью рта. Составляет и реализует программу индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний. Осуществляет профилактические процедуры: покрытие зубов фторлаком и фторгелем, полоскания и аппликации реминерализующими растворами, герметизацию фиссур зубов, снятие над- и поддесневых зубных отложений, пародонтальные аппликации. Проводит профилактику основных стоматологических заболеваний детей организованных детских коллективов. Осуществляет стоматологическое просвещение среди населения разных возрастных групп, медицинского персонала, воспитателей детских дошкольных организаций, учителей, родителей. Проводит анкетирование населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний. Оформляет уголки гигиены полости рта в организованных детских коллективах, готовит памятки и санбюллетени. Ведет учетно-отчетную документацию. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, предупреждению постинфекционных осложнений, сывороточного гепатита, ВИЧ-инфекции. Оказывает больным и пострадавшим первую медицинскую и неотложную помощь при травмах, отравлениях, аллергических реакциях, острой сердечной недостаточности, обмороке, шоке, коллапсе.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере здравоохранения, касающиеся вопросов оказания стоматологической помощи населению; принципы диспансеризации населения; организацию стоматологической помощи населению; медицинскую этику; психологию профессионального общения; принципы организации профилактической стоматологической помощи детям и взрослым; методы и средства профилактики стоматологических заболеваний; анатомию и физиологию человека; основы патологии, микробиологии, вирусологии, иммунологии, эпидемиологии; этиологию и патогенез, диагностику и общение принципы лечения основных стоматологических заболеваний; индексы регистрации интенсивности кариеса и болезней пародонта гигиенического состояния полости рта; методы и средства индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта; методику обучения гигиены полости рта детей организованных детских коллективов; методы стоматологического просвещения населения; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы медицины катастроф; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности «Стоматология профилактическая» и сертификат специалиста по «Стоматология профилактическая» без предъявления требований к стажу работы.
Фармацевт
Деятельность фармацевта направлена на организацию и осуществление обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, осуществление процесса хранения, изготовления, контроля качества лекарственных средств и их отпуска, проведение информационной и консультативной работы по лекарствоведению среди населения и специалистов лечебно-профилактических учреждений.
Фармацевт отвечает следующим требованиям: владеет базовыми положениями основных учений в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; знает основы Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации; обладает культурой мышления, грамотно использует профессиональную лексику, способен применять знания иностранного языка в своей профессиональной деятельности; имеет представлении о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического совершенствования; умеет на научной основе организовать свой труд; владеет навыками профессии в соответствии с профилем приобретенной специальности.
Фармацевт должен: иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира; иметь представление об экономической ситуации в стране и за рубежом; иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации; иметь представление о современном состоянии естественно-научных дисциплин, принципах относительности и закономерности в природе, о самоорганизации, воспроизводстве и эволюции в природе; иметь представление о месте экологии в системе естественно-научных и медицинских дисциплин; знать основы латинского языка и способы образования терминов; знать фармацевтическую и медицинскую терминологию; иметь представление о болезни, этиологии, патогенезе, роли реактивности в патологии; иметь представление о значении гигиены в фармацевтической деятельности; иметь представление о видах катастроф, их причинах и наиболее распространенных патологических процессах при катастрофах.
Сферами профессиональной деятельности являются: аптечные предприятия различных форм собственности, профиля и организационно-правового статуса, включая сферу малого бизнеса, лаборатории контроля качества лекарственных средств, профильные НИИ, фармацевт может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях фармацевтического профиля.