Содержание

Что нужно знать об адаптации первокурсникам колледжа!
Саморегуляция эмоционального состояния
Подготовка к экзамену
70 книг, которые надо обязательно прочесть!


Что нужно знать об адаптации первокурсникам колледжа!

С момента поступления в колледж студенты сталкиваются с новой системой организации теоретического и практического обучения, а так же остаются без прямой опеки родителей. В этой обстановке им необходима поддержка преподавателей, администрации, общественных структур и студентов старших курсов. Возникает необходимость в разработке системы последовательной и целенаправленной деятельности всех подразделений колледжа по адаптации студентов первого курса.

Поступив в колледж, молодой человек сталкивается с рядом новых сложных проблем: адаптация к условиям учебы в среднем специальном заведении, к требованиям учебного процесса, бытовые и материальные трудности и прочие.

Первокурсники пытаются понять «куда я попал» и «кто меня окружает». Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, поняв систему норм и правил, существующих в колледже и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

Студент - первокурсник испытывает особые трудности в учебной  жизни. Он еще не знает, как быть с обрушившейся лавиной информации, еще страшится неизвестности экзамена, еще плохо усвоил нормы студенческой жизни. Это приводит к тому, что у некоторых наиболее тревожных и эмоционально неустойчивых первокурсников могут возникать даже нервно – психические срывы. Но таких срывов все же немного. (Вообще лишь четверть всех студентов жалуется на какое–либо ухудшение психического состояния ,вызванное перегруженностью учебой.) 

Определенное перемещение с одного обжитого места на другое (в данном случае поступление в вуз) – необходимость оказаться в непривычном окружении на определенное время, накладывает большую психофизиологическую нагрузку на организм человека.

 Для части студентов возникает непростая проблема проживания в студенческом общежитии или проблема проживания в снимаемой квартире (комнате). Для многих студентов во всем мире это нормальное явление. Главное здесь сохранение чувства собственного достоинства , а в основе такого чувства – увлеченность любимым делом. Увлеченный человек всегда вызывает уважение даже у людей, далеких от культуры. 

В традиционном понимании адаптация студентов первого курса рассматривается как совокупность трех аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов:

  •  адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);
  • адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);
  • адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).

Положительно влияющие факторы, такие как: целенаправленность, вера в собственные силы, личностные качества, соответствующее выбранной будущей профессии и другие,  способствуют наиболее быстрой и удачной адаптации студентов, облегчает процесс вхождения в коллектив и так далее.

К факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; конформизм(соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других. (С.Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования. - М.,  2001.- с.150.).

Если у Вас возникают проблемы с адаптацией в колледже, Вы можете прийти ко мне на консультацию (запись по телефону 36-29-24, или лично.


Саморегуляция эмоционального состояния

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

  • Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру! 
  • Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. 
  • В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте. 
  • В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей.

Первая группа методов саморегуляции

Когда во время подготовки к экзаменам вас начинают охватывать неприятный чувства, вы теряете контроль за своими эмоциями, впадаете в отчаяние, полезно использовать следующие средства «из жизни»: 

  1. Рассказать все друзьям, которые поймут и посочувствуют.
  2. Пройтись по магазинам, купить себе какую-нибудь мелочь, которая доставит удовольствие. 
  3. Лечь спать (выспаться). 
  4. Заниматься спортом (настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем). 
  5. Послушать любимую музыку. 
  6. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную». 
  7. Гулять по лесу, созерцать движения реки или спокойную гладь озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях. 
  8. Погладить кошку или собаку. 
  9. Принять контрастный душ. 
  10. Принять теплую ванну с приятным ароматом и пеной. 
  11. Дышать уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
  12. Вдохнуть глубоко до 10 раз. 
  13. Поколотить подушку или выжать полотенце, даже если оно сухое - большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. 
  14. Скомкать газету и выбросить ее (свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше). 
  15. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче», затем выбросить на помойку. 
  16. Слепить из газеты свое настроение. 
  17. Перебирать кончиками пальцев четки, бусы, «китайские шарики» и другие мелкие предметы. 
  18. Легко сжимать и разжимать в руке маленький мячик или резиновую игрушку. 

Вторая группа методов саморегуляции

Это методы, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, или психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Упражнения базируются на 4-х способах саморегуляции: 

  • релаксации (расслабления), 
  • визуализации, 
  • самовнушения,
  • рационализации.

Техники релаксации (расслабления)

  1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект. 
  2. Для снятия напряжения помогает техника самомассажа: 
    • найдите точку между бровями и переносицей и помассируйте ее плавными круговыми движениями в течение одной минуты; 
    • положите руку на заднюю часть шеи ниже затылка и мягко сожмите и разожмите ее несколько раз; 
    • попросите кого-нибудь помассировать вам плечи; 
    • найдите точку на тыльной стороне руки между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте ее в течение одной минуты; 
    • слегка помассируйте кончик мизинца. 

Техники визуализации 

Данная группа техник основана на использовании возможностей воображения.

  1. Ваше эмоциональное напряжение – это туго набитый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните этот шар иголкой. Он лопнул. Вместе с ним «лопнуло» и ваше напряжение, отчаяние.
  2. Представьте, что ваши неприятности вы упаковали в мешок и положили на платформу поезда. Поезд поехал и увез ваши несчастья. 
  3. Вспомните то место, где вы были счастливы. Представьте себя там.
  4. Представьте себя успешными, спокойными, готовыми к экзамену, все знающими и помнящими (поменяйте «плохой стул» на «хороший»). 

Техники самовнушения

Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Придумайте несколько кратких оптимистичных тезисов, которые нужно повторять в период волнения. 

Например: 

  • Я уже чувствую себя лучше! 
  • Я владею ситуацией! 
  • Без сомнения, я справлюсь! 

Техники рационализации

Данные техники основаны на использовании механизма психологической защиты – рационализации, заключающей в себе активно-положительный потенциал поведения личности.

  1. Возьмите чистый лист бумаги. Наверху напишите «мучащую» вас проблему – например, «Экзамен по анатомии». Затем лист разделите вертикально на две половины. Слева запишите в столбик все неприятные мысли, которые приходят в голову в связи этой проблемой. В правый столбик запишите все преимущества, которые также имеются в данной ситуации. Какой столбик получился длиннее? Теперь фразы из первого столбика переформулируйте так, чтобы они звучали позитивно, и перепишите их в новой формулировке в правый столбик.

Применение подобных способов саморегуляции, поможет Вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях. 

Материалы подготовлены на основе следующих источников:

  1. Бадьина Н.П. Проблемы психологической подготовки к Единому государственному экзамену // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Материалы научно-практической конференции (17 февраля 2005 года) / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области. – Курган, 2005. – С.12-18. 
  2. Бадьина Н.П. Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ // Педагогическое Зауралье, 2005. - № 1. – С.33-35. 
  3. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2000. 
  4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М., 2005.

Подготовка к экзамену

Как и всякое эмоциональное состояние, состояние студентов перед экзаменом имеет сложную структуру. Студенты пребывают в ожидании предстоящего испытания, сильных волнений, внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями и безвыходными ситуациями; готовятся к их решению, предугадывают возможный результат. В связи с этим, стабилизация эмоционального состояния студентов перед экзаменами – важный аспект психологической подготовки к экзаменам.

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку, считается, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой- либо картинки в этих тонах.
  • Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», начни с наиболее интересного и приятного. Войдешь в рабочий ритм- и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Готовясь к экзамену, думай не о том, что не справишься, а, наоборот, рисуй себе картину положительную.  

70 книг, которые надо обязательно прочесть! 

01. Татьяна Соломатина — Приёмный покой 
02. Деннис Лихэйн — Остров проклятых 
03. Стефан Цвейг — Амок 
04. Б. Л. Пастернак — Доктор Живаго 
05. Викентий Вересаев — Записки врача 
06. Артур Хейли — Окончательный диагноз 
07. Михаил Веллер — Байки скорой помощи 
08. Людмила Улицкая — Казус Кукоцкого 
09. Александр Солженицын — Раковый корпус 
10. Юлий Крелин — Хроника одной больницы 
11. Л. А. Богданович — Записки психиатра 
12. Семен Врайтон — Не уверен — не умирай 
13. Татьяна Соломатина — Акушер-ха 
14. Владимир Катонин — Хочу быть хирургом. Записки военного врача. 
15. Эрих Мария Ремарк — Триумфальная арка 
16. Федерико Андахази — Анатом 
17. Ф. Г. Углов — Под белой мантией 
18. Наталья Парыгина — Судьба врача 
19. В. В. Кованов — Хирургия без чудес 
20. Гуго Глязер — Драматическая медицина. Опыты врачей на себе. 
21. Джон Уайт — Космический госпиталь 
22. Артур Хейли — Сильнодействующее лекарство 
23. Борис Володин — Возьми мои сутки, Савичев! 
24. Е. И. Лихтенштейн — Помнить о больном 
25. Владимир Найдин — Один день и вся жизнь. Рассказы врача. 
26. Денис Цепов — Держите ножки крестиком, или Русские байки английского акушера 
27. Я. Л. Цивьян — Исповедь хирурга 
28. Александр Великин — Санитар 
29. А. К. Смирнов — Под крестом и полумесяцем. Записки врача. 
30. Арчибалд Кронин — Цитадель 
31. Оливер Сакс — Человек, который принял жену за шляпу 
32. Андрей Ломачинский — Курьёзы военной медицины и экспертизы 
33. Василий Аксенов — Коллеги 
34. Арчибалд Кронин — Путь Шеннона 
35. А. И. Герцен — Доктор Крупов 
36. Андрей Ломачинский — Криминальные аборты 
37. Сомерсет Моэм — Узорный покров 
38. Георгий Шилин — Прокаженные 
39. Андрей Ломачинский — Академия родная 
40. Г. Р. Хаггард — Доктор Терн 
41. Михаил Булгаков — Записки юного врача. Морфий 
42. Ирвин Ялом — Когда Ницше плакал 
43. Владимир Найдин — Реанимация. Записки врача 
44. Синклер Льюис — Эроусмит 
45. Роберт С. Мендельсон — Исповедь еретика от медицины 
46. Майкл Палмер — Милосердные сёстры 
47. Бернард Лаун (Лоун) — Утерянное искусство врачевания 
48. Дэймон Гэлгут — Добрый доктор 
49. Е. Элькинд, В. Стиблова — Скальпель, пожалуйста! 
50. Иван Шамякин — Сердце на ладони 
51. Франц Кафка — Сельский врач 
52. Ф. Г. Углов — Сердце хирурга 
53. Станислав Долецкий — Мысли в пути 
54. Семён Врайтов — Смена 
55. Владимир Пухов — Ординатор 
56. Самуэль Шем — Божий дом 
57. М. П. Вовк — Эскулапы и Пациенты 
58. Г. Флобер — Госпожа Бовари 
59. Борис Полевой — Доктор Вера 
60. Г. Л. Ратнер — Советы молодому хирургу 
61. Ф. Г. Углов — Человек среди людей 
62. Тесс Герритсен — Хирург 
63. Андрей Ломачинский — ДНК негодной крови 
64. Михаил Веллер — Приключения майора Звягина 
65. И. Грекова — Фазан. Перелом 
66. А. И. Куприн — Ю-ю. Чудесный доктор 
67. Марк Леви — Похититель теней 
68. Вениамин Каверин — Открытая книга 
69. Кристиан Барнард — Нежелательные элементы 
70. Вера Панова — Спутники